Когда провожу корпоративные тренинги, в основном - по продажам и переговорам, руководители часто задают вопрос - "А можно ли тоже поучаствовать в обучении?". Иногда его формулируют так - "А стоит ли?". Причем это обычно спрашивают как начальники отдела продаж, так и руководители высшего уровня.
Ряд моих коллег по цеху на это отвечают: "однозначно нет". И в чем-то по-своему правы.
Участие начальника влияет на динамику обучения. Сотрудники часто начинают вести себя более скованно. И поскольку задача в корпоративном обучении - не просто передать информацию, а именно потренировать навыки на практике, часто присутствие руководства значительно снижает эффект. Особенно если это очень большой начальник, которого в жизни сотрудники видят крайне редко. Если же это линейный руководитель, то все зависит от отношений внутри.
Потому что участники в упражнениях и отработках могут ошибаться. Могут не всегда «правильно» отвечать на вопросы. Могут просто чего-то не знать. И опасаться, что руководитель это заметить и сделает далеко идущие управленческие выводы, которые вряд ли будут приятными.
Но я обычно отвечаю на вопрос "А можно ли" утвердительно. Да, говорю, 100% стоит.
Во-первых, корпоративные тренинги всегда имеют командообразующий эффект. И лучше, чтобы в этом случае руководитель присутствовал, - все-таки он тоже является частью этого коллектива.
Во-вторых, это прекрасная возможность пообщаться в не слишком формальной обстановке. Обычно сотрудники воспринимают обучение как отдых (хотя это вообще не так), и поэтому ведут себя более расслабленно и раскрепощено.
В-третьих, в практических обучениях отлично видно невооружённым глазом уровень навыков сотрудника, а также его зоны роста.
В-четвертых, часто возникают такие вопросы, которые показывают, что есть в компании «белые пятна», на которые было бы неплохо найти какие-то конкретные решения. И для этого участие руководителя в корпоративном тренинге очень желательно.
В-пятых, это дополнительная возможность «донести политику партии», т.е. обозначить и еще раз уточнить логику поведения в конкретных случаях. В работе с клиентами, во взаимодействии с офисом, в корректности работы в CRM и т.д.
Поэтому я считаю, что руководителю отдела продаж лучше участвовать.
Но здесь есть ряд ограничений. Про них обязательно стоит помнить.
Вот они:
1. Тренера о присутствии начальника лучше предупредить заранее. Важно понимать, к чему стоит быть готовым.
2. Руководству лучше участвовать в обучении от начала до конца. Ну, или хотя бы большую часть. Ситуация, когда начальник иногда заходит, говорит свое веское слово и выходит, - не лучший вариант. Причем не для тренера, он-то разберётся, а для самих участников. Их это обычно на некоторое время выбивает из колеи, а чтобы восстановить концентрацию и внимание на учебе снова, требуется время.
3. Руководителю лучше участвовать в обучении наравне с остальными. Плохо, когда сидит сзади, - все начинают напрягаться, что их оценивают (если участвовать как все, и так все будет видно, но не так сильно будет напрягать и стеснять сотрудников). А ещё хуже демонстративно заявлять: "Я в этом участвовать не буду, поэтому что..." (причина тут может быть любой, это не принципиально).
Так что если вы решили участвовать в корпоративном тренинге со своими сотрудниками, важно помнить про эти ограничения. Более подробную информацию о корпоративных обучениях можно найти здесь.
Василий Кондратенко
По теме участия руководителя в корпоративном тренинге вам также могут быть интересно: