Вопрос о том, как нанять
хорошего менеджера по продажам очень часто задают участники тренингов и мастер-классов. Причем его можно услышать и от директоров, и от собственников малых бизнесов, и от начальников отделов продаж достаточно крупных компаний.
Проблема в том, что многие руководители ищут «отличных готовых продажников», которые, как утверждают легенды, где-то существуют. Таких менеджеров по продажам видели в других компаниях, они сами звонили с какими-то своими предложениями, и по тому, как вели переговоры, очень понравились. И вот таких-то продавцов было бы здорово нанять на работу к себе в компанию.
Здесь я обычно предлагаю сделать то, что делал сам раньше: если мне нравился какой-то менеджер по продажам, продавец-консультант или администратор, словом, тот самый сотрудник, который находится на переднем фронте работы с клиентами, то я ему сразу же делал предложение о работе. Многие, кстати, соглашались.
Но на самом деле, это не то, с чего стоит начинать найм менеджера по продажам. Если даже на работу к себе в компанию принять такого отличного продажника (кстати, а какой ему смысл переходить в вашу компанию, если вы не Газпром или British American Tabacco?), то его работу будет необходимо настраивать «от» и «до».
То есть вам точно нужна будет эффективная система работы отдела продаж. Как показывает практика, отличные менеджеры без системы демонстрируют сильно худшие результаты продаж, чем средние сотрудники в мало-мальски выстроенном коммерческом отделе. Таким образом, вопрос о том, как нанять хорошего менеджера по продажам стоит предварять вопросом – «а как выстроить работу отдела продаж?».
Об этом можно говорить достаточно много, давайте кратко обозначим, что должно быть в отделе продаж:
- стандарты работы менеджеров по продажам (так называемая «книга продаж»)
- регламенты, алгоритмы и технологии работы с клиентами: начиная от поиска информации до приемов завершения сделок и дожима разных категорий и типов клиентов
- система оперативного контроля
- выставленные задачи и система отчетности
- интересная система мотивации, которая позволяет менеджеру зарабатывать много
- регулярное обучение конкретным навыкам
- технологи адаптации новых сотрудников
Когда существует подобная система работы, то нанять на роль менеджера по продажам можно любого кандидата, который может общаться и стремится зарабатывать.
При этом, правда, стоит учитывать, что текучесть персонала среди сотрудников коммерческого подразделения достаточно высока, поэтому и кандидатов стоит принимать в отдел с расчетом, что половина из них уволится.
Еще один важный момент: обязательно для любого менеджера по продажам должен существовать план прохождения испытательного срока. Сотрудник обязательно должен продемонстрировать не только финансовые результаты (это самый важный показатель), но и подтвердить квалификацию: менеджеру необходимо досконально владеть знаниями о реализуемых компанией товарами и услугами, уметь пользоваться стандартами продаж, а также знать минимум маркетинговой информации о клиентах, которая требуется для поиска и привлечения новых клиентов.
Чтобы нанять менеджеров по продажам, мы чаще всего используем конкурсные технологии отбора. Кандидаты должны продемонстрировать и коммуникативные навыки, и базовые технологии продаж, а также стремление работать в компании и добиваться поставленных целей.
Если для вашей компании необходимо найти лучших менеджеров по продажам для вашей компании воспользуйтесь услугой конкурсного найма. Она позволит вам подобрать одного сотрудника, или
сформировать новый отдел продаж (обычно это полезно при создании коммерческого подразделения с нуля или запуске альтернативного отдела продаж).
Другие статьи на тему «Как нанять хорошего менеджера по продажам»: