г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 12а Академия продаж +7-922-121-02-02
+7-922-121-02-02

Зарплата менеджера по продажам: этапы развития

В этой статье рассматриваются основные этапы развития системы зарплаты менеджера по продажам в усредненной коммерческой компании. Для простоты – нам не важно, что продает компания, - товары или услуги, и как она это делает - оптом или в розницу. Важны два момента: объем продаж потенциально не ограничен, и у компании существует некоторое разнообразие ассортимента, т.е. услуга или товар имеется не в единственном экземпляре.

 

1 этап. Оклад

Изначально, поскольку еще ничего не понятно, ни объем продаж, ни примерная зарплата менеджера по продажам, то собственник устанавливает некий оклад. Это фиксированная сумма, за то, что сотрудник приходит на работу, выполняет какие-то действия, и за это получает материальное вознаграждение.

Поскольку здесь нет никакой привязки к результату, при такой системе зарплаты менеджер по продажам не стремится к тому, чтобы продавать и зарабатывать больше, - сумма оклада все равно останется неизменной.

Возможная премия от руководства обычно не в счет, т.к. она может выдаваться в хорошие времена, и придерживаться в плохие, при этом никакой взаимосвязи между усилиями менеджера по продажам и условиями выдаваемой премии, как правило, не существует.

 

2 этап. Оклад + процент от общего объема продаж

На втором этапе у собственника возникает понимание, что окладом менеджера по продажам замотивировать к успешной работе нельзя, поэтому система зарплаты видоизменяется. К фиксированной части мотивации добавляется процент от общего объема продаж. Логика простая: чем больше сотрудник продает, тем больше он зарабатывает. И такой компромисс обычно устраивает обе стороны: у менеджера по продажам теперь есть видимый стимул работать интенсивно, а собственник думает, что работник теперь будет стремиться, ведь его счастье – в его руках.

 

3 этап. Оклад + процент от маржи

Позднее собственник начинает замечать, что его коммерсанты начинают раздавать скидки направо и налево, лишь бы клиенты соглашались работать с компанией и делали новые заявки. Предлагать дисконт – самый легкий путь для увеличения продаж. И если для менеджеров это не возбраняется, они очень быстро находят эту лазейку для выполнения планов. При этом зарплата менеджера по продажам оказывается на весьма достойном уровне, а вот у компании дела идут не очень – продаж много, а прибыли при этом нет.
Получается, что отгрузки компании осуществляются за счет и в ущерб прибыли. Это как в анекдоте - «продаю рубль по 90 копеек, обороты бешеные, а прибыль пока не считал».

Здесь собственники начинают вводить жесткие меры для управления продажами. Обычно на этом этапе появляется внутренний регламент по скидкам, которые коммерсанты могут давать сами, и те, которые обязательно согласовываются с руководством. А в системе зарплаты менеджера по продажам появляется дополнение – коэффициент от маржи. Т.е. теперь продажники начинают получать уже процент  не просто от общего оборота, а от суммы фактически заработанных денег компанией.

 

4 этап. Усложнение

Далее система зарплаты менеджера по продажам только усложняется. Как именно – зависит от специфики работы компании. Приведу несколько вариантов.

1)      Собственники вычисляют, что среди всего ассортимента есть позиции, которые являются локомотивами продаж и пользуются высоким спросом у клиентов, а есть высокомаржинальные товары или услуги, но которые сами по себе, без усилий, не продаются. Логичный вывод – установить разные ставки зарплаты на разные позиции.

2)      В компаниях, где хорошо поставлено планирование, например, в жесткой привязке с объемами производства или особенностями складской логистики, в системе зарплаты менеджера добавляется коэффициент от выполнения плана по продажам. Понижающий при невыполнении плана, стандартный при выполнении и повышенный при перевыполнении. Это позволяет продажи сделать более предсказуемыми и управляемыми.

3)      Директора компаний, где продажи осуществляются с рассрочкой рано или поздно сталкиваются с ситуацией существенной дебиторской задолженности. Продаж и отгрузок много, а оплат и денег на счете – мало. В этом случае в системе зарплаты менеджера по продажам добавляется коэффициент или «отбойник», завязанный на размер дебиторки, или допустимую долю задолженности от общего объема продаж.

4)      Как вариант, для упрощения системы продаж на этом этапе может появиться разделение функционала в отделе. Выделяются менеджеры по привлечению клиентов, по дожиму и по сопровождению. При этом зарплата каждого зависит от результатов работы конкретной категории сотрудника.

 

 5 этап. Командный результат

Рано или поздно собственники сталкиваются с парадоксальной ситуацией. В компании есть супер- менеджеры по продажам с огромными зарплатами, т.к. они выполняют свои планы, но компания в целом существенно не дотягивает до плановых показателей. Обычно это случается из-за большого разрыва между «звездами продаж» и новичками, когда последние сильно не выполняют свои планы.

Парадокс заключается в том, что прибыли компании минимальны, а зарплата у этих самых звездных менеджеров – рекордная.

На этом этапе имеет смысл вводить командный коэффициент от общего выполнения плана по продажам. Повышающий - в случае перевыполнения общекомандного плана и понижающий при невыполнении. Зачастую это позволяет снять единоличную ответственность с собственника или руководителя отдела продажи, и распределить ее между всеми менеджерами по продажам, увязав это с их персональной зарплатой.

 

В заключение: зарплата менеджера по продажам должна быть четко завязана на текущие цели компании по прибыли и продажам, а также особенностям развития отдела продаж.


Кондратенко Василий


Прочитайте также: 


Заказать бесплатный аудит системы продаж

Поля отмеченные * обязательные для заполнения

Ваше имя *
Ваш телефон *
Ваш email *
Страница

Нажимая кнопку «Записаться», вы принимаете условия "Соглашения об обработке персональных данных" и даете своё согласие на обработку своих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных».